«Прежде всего — не навреди». Так звучит старейший принцип медицинской этики. Именно это изречение в XXI веке стало фундаментом для создания и проведения Всемирного дня безопасности пациентов.
Безопасность пациента — главное правило любого медицинского учреждения и лечащего врача. Однако стоит признать, что не так уж редко возникают ситуации, ведущие не к выздоровлению пациента, а совсем наоборот. Часто это бывает связано с отсутствием условий оказания помощи, необходимого оборудования, лекарств.
Мировая статистика сообщает неутешительные факты. Во всем мире при оказании стационарной помощи вред причиняется, по меньшей мере 10% пациентов, а при амбулаторной помощи вред наносится 4 из 10 пациентов. При этом предотвратить нежелательные последствия можно почти на 80%. Всемирный день безопасности пациентов 2022 призван привлечь внимание к этой большой и важной проблеме.
Безопасность пациентов — это медицинская дисциплина, возникшая в ответ на растущую сложность процессов оказания услуг здравоохранения, которому сопутствует рост масштабов вреда, причиняемого пациентам в медицинских учреждениях. Задача этой дисциплины — предотвращение и снижение уровня риска, числа ошибок и масштабов вреда, причиняемого пациентам в процессе оказания медицинской помощи.
Безопасность пациентов — условие предоставления качественных основных услуг здравоохранения. Не вызывает никаких сомнений то, что качественные услуги здравоохранения во всем мире должны быть эффективными, безопасными и ориентированными на потребности людей.
Каждый год миллионы пациентов страдают или умирают в результате небезопасного или некачественного оказания медицинской помощи.
Медицинская помощь не должна причинять вреда никому!
- Профилактика заболеваний — основа вашего здоровья и благополучия.
- Своевременно обращаться за медицинской помощью и быть активно вовлеченным в сохранение и поддержание вашего собственного здоровья.
- Обязательно предоставлять полную и точную информацию о своем здоровье.
- Не стесняться задавать вопросы медицинскому персоналу.
- Информировать медицинских работников о любых отклонениях в состоянии своего здоровья при получении медицинской помощи, в т. ч. по вопросам обезболивания.
- Рассматривайте пациентов как партнеров при оказании им медицинской помощи.
- Работайте в духе сотрудничества в интересах безопасности пациентов.
- Постоянно повышайте свою квалификацию и углубляйте знания по безопасности пациентов.
- Формируйте культуру безопасности пациентов в медицинских организациях в духе открытости и прозрачности.
-
Поощряйте представление информации об ошибках без акцента на наказании виновных, но в интересах извлечения уроков для безопасности пациентов.
Всемирный день безопасности пациентов — это глобальная кампания по повышению осведомленности о безопасности пациентов и координированию усилий для ее обеспечения, как на национальном, так и на международном уровне.